Что такое разрешительный режим на кассе
В законе нет термина «разрешительный режим», его используют для удобства в документах и информационных материалах Честного знака.
В Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944 такая проверка называется так: «Перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенности внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров».
Суть разрешительного режима в том, что касса автоматически отправляет код маркировки в Честный знак, как только продавец отсканирует этот код. Если касса получает положительный ответ от Честного знака, то добавляет товар в чек. Если Честный знак сообщает об ошибке, касса не добавит товар в чек, значит, продать его не получится.
Как работает разрешительный режим
Как происходила продажа до введения разрешительного режима: кассир сканировал код маркировки, касса добавляла товар в чек и после оплаты сообщает о продаже ОФД, а оператор — Честному знаку.
Как происходит продажа маркированного товара при работающем разрешительном режиме после 01.04.2024 г.: кассир сканирует код маркировки, касса отправляет код на проверку в Честный знак. Получив добро от Честного знака, касса добавляет товар в чек и после оплаты отправляет чек оператору фискальных данных. ОФД сообщает о продаже в Честный знак, и товар выводится из оборота.
Во время проверки обмен данными между кассой и Честным знаком происходит очень быстро. Это закреплено даже в постановлении правительства, где сказано, что ожидание во время проверки занимает 1,5 секунды.
Если во время проверки на кассе пропал интернет, кассир имеет право продать товар. Вот что сказано в постановлении: если в течение 2 часов для продавца отсутствует техническая возможность, то в период отсутствия такой возможности, но не более 72 часов, продавец вправе не соблюдать требования.
Проблема с проверкой может возникнуть и на стороне Честного знака. Об этом система сообщает публично и вводит режим аварийной ситуации. В таких случаях коды можно не проверять в течение аварийной ситуации и спустя 72 часа после ее окончания.
Что делать, если код маркировки не прошел проверку
Если проверка показала, что с кодом что-то не так, Честный знак сообщает об этом кассе, и на экране появляется сообщение об ошибке. Всего ошибок семь, они описаны в том же Постановлении № 1944.
Как именно будет сформулирована ошибка на экране кассы, зависит от разработчика кассовой программы, которую вы используете.
Если касса показала ошибку, кассиру нельзя продавать товар с проблемным кодом маркировки. Можно отсканировать код на другом товаре и после успешной проверки продать его вместо отложенного. Далее следует разобраться, в чем причина, и действовать исходя из причины.
Если вы работаете в кассовой программе Маркета и отсканированный код маркировки не прошел проверку в Честном знаке, вы увидите уведомление «Продавать этот товар незаконно». Попробуйте добавить в чек другую аналогичную позицию, чтобы не задерживать покупателя. Что можно сделать с товаром, по которому проверка не прошла, читайте в таблице ниже.
Результат проверки кода маркировки | Причина возникновения и вариант решения |
---|---|
1. Код маркировки не найден в Честном знаке |
Код маркировки мог некорректно считаться сканером или производитель не внес информацию о нем в Честный знак. Если со сканером все в порядке, например, другие позиции сканируются без ошибок на кассе и этикетка кода маркировки не повреждена, то попробуйте добавить товар в чек повторно. Если результат проверки не поменялся, попробуйте проверить код маркировки в приложении Честный ЗНАК.Бизнес. Если код не найден, обратитесь к поставщику, у которого покупали товар, попросите оформить возврат. |
2. Код маркировки не прошел проверку криптографии |
В структуре кода маркировки отсутствует криптохвост или разделитель GS не указан/указан неверно. Обратитесь к поставщику продукции и попросите оформить возврат. |
3. Товар с таким кодом уже продали |
Ранее уже пробили чек с этим кодом маркировки на кассе. Возможно отдали другой аналогичный товар покупателю, который не отсканировали в чек или товар забыли. Повторно такую позицию продать не получится, обратитесь в Честный знак, уточните, как можно с ней поступить. |
4. Код маркировки еще не введен в оборот |
В Честный знак не были поданы сведения о готовности товара к обороту. Обратитесь к поставщику продукции и попросите оформить возврат. |
5. Истек срок годности товара |
Товар с истекшим сроком годности продавать нельзя. Спишите продукцию с помощью акта вывода с причиной «Истечение срока годности». |
6. Продажа товара заблокирована по решению органов власти |
Продукцию могли заблокировать по решению федерального органа исполнительной власти (ФОИВ). Например, на заводе были обнаружены нарушения в технологии производства. Обратитесь к поставщику и попросите оформить возврат. |
Когда и кого коснется разрешительный режим
С 1 апреля 2024 года режим обязаны выполнять все, кто продает сигареты и пиво. А значит, магазины и общепит.
С 1 мая 2024 года режим включится для крупных торговых сетей, которые продают упакованную воду и молочную продукцию. Крупная торговая сеть — это 50 и более торговых точек.
С 1 сентября 2024 года режим по воде и молочке коснется всех остальных продавцов в рознице и общепите.
С 1 ноября 2024 года режим онлайн-проверки станет обязательным для пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды, духов.
Следующие этапы намечены на 2025 год и есть в Постановлении.